Categories:

Эволюция Meyer-Optik Orestegon

Некоторые объективы, даже не обладая какими-то выдающимися характеристиками, приобретают харизму и становятся долгожителями. Одним из таких объективов является Meyer-Optik Orestegon. Это один из первых ретрофокусных ГДРовских объективов, он появился в середине шестидесятых годов и пополнил семейство мейеровских "зебр", среди которых можно также встретить легендарные Domiplan, Orestor, Oreston Orestegor и Lydith. В схожем дизайне в тот же период выпускались и линзы Carl Zeiss Jena / aus Jena. Это не случайность. Помимо принадлежности к советскому лагерю обе фирмы объединяло и то, что стекло для них варили в йеновском Цейсcе. Детали экстерьера, судя по всему, были также с одного завода. В последующем изменения в экстерьере ГДРовских объективов разных фирм тоже происходили синхронно. Несмотря на это, объективы фирмы Meyer-Optik всегда сохраняли некую самобытность и несли в себе даже какую-то магию. За это их высоко ценят и сегодня. Родоначальника орестегоновской династии можно увидеть на снимке ниже. Такие версии выпускались под универсальную резьбу m42 и байонет Exakta. Резьбовой вариант в хорошем рабочем состоянии найти сегодня дешевле $100 — большая удача. Байонетные версии процентов на двадцать дешевле, что должно радовать владельцев DSLR Canon, на которые есть переходники с сохранением бесконечности. Считается, что родоначальник серии наиболее удачен оптически. Не могу сказать наверняка насчет разницы в резкости ранних и поздних версий, но боке Orestegon напоминает скорее Domiplan, а версии Pentacon отличаются сильными сферическими аберрациями в духе Гелиос 44-2. При этом диафрагма в ранних и поздних версиях одинаковая шестилепестковая (в самых поздних версиях с маркировкой ZEISS возможно и пять лепестков). Оптическая схема идентична и предполагает наличие семи элементов в семи группах. В связи с переходом на мультипросветление должна была измениться цветопередача.

Meyer-Optik Görlitz Orestegon 29mm f/2.8 Фото Sample - Image.com
Meyer-Optik Görlitz Orestegon 29mm f/2.8 Фото Sample - Image.com

В 1971 году Meyer-Optik был включен в состав VEB Kombinat Pentacon. Вместе с именем постепенно стала пропадать и магия. Переходный "постзебра" вариант представлен на снимке ниже (справа). Он выпускался под те же системы, но сначала под старым названием, а потом появилась гордая надпись Pentacon auto 29/2.8 Made in G.D.R. В этой и первой версии не самый удобный вариант управления диафрагмой. Чтобы её прикрыть придётся каждый раз зажимать кнопочку у основания объектива. Это не придаёт дополнительной устойчивости камере при съёмке и требует некоторой привычки.

Meyer-Optik 2,8/29 Orestegon vs Carl Zeiss Jena Tessar 2,8/50: side view. Фото Ivan by Flickr
Meyer-Optik 2,8/29 Orestegon vs Carl Zeiss Jena Tessar 2,8/50: side view. Фото Ivan by Flickr

Самая распространённая вариация этого объектива представлена на снимке ниже. Это уже 1980-е. Были версии с зелёными рисками на шкале расстояний и с красными. Цены на такой объектив уже в два раза ниже, чем на пращура из шестидесятых. Появился переключатель моргающей (прыгающей) диафрагмы из автоматического режима в мануальный. Это очень хорошо. Выпускался под те же системы. Стать обладателем данного объектива мне посчастливилось, несколько позже я поделюсь впечатлениями от его использования.

Последняя генерация линзы под резьбу m42
Последняя генерация линзы под резьбу m42

Вершина ГДРовской плёночной узкоформатной фотоиндустрии — байонет Praktica PB, сильно похожий на байонет Pentax K-mount. Под новую систему был модернизирован экстерьер, появилось модное слово MACRO, хотя, конечно, на макро он не способен. Псевдомакро — да! Но и это неплохо для широкоугольника. 

Prakticar Auto-Zoom 28mm 1:2.8 Фото Alexander Olsson by Flickr
Prakticar Auto-Zoom 28mm 1:2.8 Фото Alexander Olsson by Flickr

В несколько ином экстерьере наш старый добрый Orestegor стал выпускаться и под дружественным брендом CARL ZEISS JENA. В 1985 году VEB Combinat Pentacon стал частью VEB Carl Zeiss Jena. Это всё объясняет. Магия слова ZEISS делает эти версии несколько дороже, но реальной разницы быть не должно. 

Praktica BX20 и CARL ZEISS JENA P 1:2.8 f=28mm  MC Фото Paulo Moreira by Flickr
Praktica BX20 и CARL ZEISS JENA P 1:2.8 f=28mm MC Фото Paulo Moreira by Flickr

Смерть восточноевропейского социалистического блока быстро покончила с местной фотоиндустрией потребительского сектора, но наш герой всё ещё оставался в строю. Пока одни впадали в экзальтацию от вливания в новый счастливый мир капитализма, другие дербанили остатки народного хозяйства и действительно стали капиталистами. Примерно таким путём появилась последняя версия нашего героя - Carl Zeiss Jena II 28mm f2.8 Macro. Здесь синей краской на боку виднеется указание на японскую сборку по немецкой лицензии. Собирала их славная фирма Cosina под байонеты C/Y, Canon FD, FDn, Konica AR, Nikon F (FX, DX), Olympus OM, Pentax K, Minolta SR (MD, MC). По свидетельствам владельцев и их семплам можно уверенно признать, что японцы довели до ума оптические качества, заложенные в схеме Orestegon. Возможно, именно японские версии являются наиболее удачными. Как вы понимаете, вряд ли найдётся такой энтузиаст, который захочет собрать все версии и столкнуть их лбами в синтетическом тесте. Остаётся только опираться на субъективные оценки.

Японская реинкарнация. Фото mflenses.com
Японская реинкарнация. Фото mflenses.com

Герой нашего обзора смог прожить еще целых добрых десять лет после появления автофокусной зеркальной техники и почти добрался в разных ипостасях серийной сборки до цифровой эры. Это говорит о многом, но в XXI век дорога ему всё же оказалась закрытой.

Секреты успеха

Orestegon и его перевоплощения не являются образцовыми объективами, они явно не дотягивают до многих одноклассников из первого эшелона, тем не менее нельзя не признать успешность этого оптического продукта. Каковы же элементы успеха?

1. Родословная. Даже при самом плохом раскладе объектив пользовался бы спросом у коллекционеров только за одну свою причастность к семье мейеровской оптики.

2. Боке. Эффект дефокусировки — не самая сильная сторона широкоугольников, но только не в данном случае.

3. МДФ. Минимальная дистанция фокусировки в четверть метра позволяет играть с перспективой, а стоящее боке только ещё больше способствует этому.

4. Бесконечность от четырёх метров. На прикрытых диафрагмах не обязательно даже визировать фото по видоискателю, можно снимать просто "от пуза", делая при этом резкие фото. Если есть опыт работы со шкальными фотоаппаратами, то делать это будет совсем просто. Для стрит-фото — самое то!

5. Сборка. Она качественная для любой версии.

Адаптация к современным цифровым камерам

Владельцам DSLR Nikon можно посоветовать найти последнюю версию под свой байонет, но только не для камеры начального уровня — будут проблемы. Немецкие образцы пересадить можно, но только с помощью токаря.

Владельцам DSLR/SLT Sony подойдут все версии с резьбой м42.

То же справедливо и для владельцев системы Pentax, но они могут найти и японскую версию со своим байонетным креплением.

Проще всего владельцам системы Canon EOS. Любая версия м42, а также с байонетами Exakta, PB, Nikon F, Olympus OM и C/Y встанет на камеру через переходник без дополнительных переделок. Сложнее придётся владельцам полнокадровых камер: зеркало в большинстве случаев будет цеплять задник объектива на бесконечности. Здесь надо смотреть индивидуально. 

Самый большой простор выбора, как всегда, у обладателей беззеркальных системных камер.

Желающим присмотреть себе оригинальный Орестегон, смотреть ЗДЕСЬ

Желающим присмотреть себе вариант Пентакона с м42 и Exakta хвостовиками, смотреть ЗДЕСЬ

С маркировкой ZEISS смотреть ЗДЕСЬ

Praktikar подбираем ЗДЕСЬ

P.s. Покупка винтажной фототехники - процесс рисковый, лучше всего его осуществлять после личного осмотра на предмет работоспособности. Покупку техники можно сделать менее затратной, если заходить на сайты сервисов Ebay, Aliexpress через надёжные специализированные сервисы EPN.biz или Ebates (приветственные $10).
Увеличить возврат средств можно при помощи банковских Cashback программ. Я лично пользуюсь Tinkoff.
Интересные изображения можно продать на фотостоках. Для начинающих самый хороший фотосток это Dreamstime. Здесь не требуются экзамены, сервис русифицирован, а отказы в приёмке сопровождаются формулировками, помогающими поднять качество собственных фотографий. Состояние может и не заработаете, но польза очевидна.

promo 4toblog january 10, 13:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
В бутылке всё должно быть прекрасно! Имел удовольствие познакомиться с китайским брендом CASNO, представленным линейкой емкостей для велосипедистов и прочих спортсменов. Бренд существует с 2002 года. Производится всё это великолепие недалеко от Пекина на мощностях Hebei Yecheng.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.