4toblog (4toblog) wrote,
4toblog
4toblog

Социология в образовании и социология образования


Социология возникла как наука теоретическая в XIX веке, а вышла в плоскость эмпирических и прикладных исследований в начале XX века. Её появление связано с теми острыми социальными проблемами, которые стали проявляться в развитом мире в связи с процессами модернизации и сопутствующими этому социальными бедами.
Экспансия капиталистического способа производства при слабом государственном регулировании, экстенсивный рост городов за счет обезземеливания крестьянства и люмпенизации ремесленников, машинное производство, появление мирового рынка, увеличение урожайности и победа над голодом, первые успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями настолько быстро и коренным образом преобразили социальную ткань, что «болезни роста» не замедлили дать о себе знать.

Социальные отношения стали совершенно непрозрачными, старые ценности больше не могли регулировать социальные отношения. На поверхности все чаще стало появляться то, что в социальных науках обобщенно называют «социальным злом». Основатель социологии как теоретической дисциплины Огюст Конт, говорил о том, что кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями в связи с противоречиями нового, современного общества может быть ликвидирован теперь только при помощи науки, которая даст твердую основу для социальной реорганизации. Такой наукой и должна быть социология – наука о социальных фактах. Сам О. Конт не застал того момента, когда социология действительно стала мощным инструментом получения знаний о законах социального бытия, эффективным средством социального прогнозирования и даже конструирования.

Период бурного роста социологической науки связан с её выходом в эмпирическую плоскость, процессом дифференциации и структурной организации. Дифференциация социологической науки есть результат общей логики развития научного знания как такового. Этот процесс характерен для наук на стадии институциализации, расширения познаваемых наукой областей реальности, выявления специфических закономерностей отдельных сфер или сегментов бытия. В данном случае мы говорим о сфере образования, которая, вполне естественно, имеет свою, особенную, специфику, выражающуюся в том, что образование как социальный институт выполняет ряд функций, которые не свойственны или менее свойственны другим социальным институтам.

Социология образования фактически является одним из первых обособившихся разделов социологического знания, что не удивительно. Уже Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер стали посвещать институту образования особое внимание как основному инструменту социализации в современном обществе. Кроме того, сегодня невозможно рассчитывать на какие-либо коренные преобразования в обществе, не затрагивая при этом сферу образования. Образование является совершенно уникальным социальным институтом. С тех пор как наука стала оказывать мощное влияние на техносферу, образование перестало просто транслировать накопленные знания и социальные ценности, т.е. выполнять практически исключительно воспитательную функцию. Теперь оно непосредственно включено в цепь производственных, культурных и научных процессов и призвано обеспечить общество квалифицированными кадрами, развивать человеческий капитал, формировать новые идеи и идеалы. Роль сферы образования в обществе неукоснительно растет и будет расти в обозримой перспективе в связи с тем, что современные общества предъявляют к своим членам все более и более строгие требования, предполагающие фактически непрерывное образование индивидуума с самых малых лет  и до завершения его трудовой биографии.

Социология образования призвана помочь обеспечить решение основной задачи, требуемой сегодня от сферы образования: обрести необходимую гибкость в условиях перманентных реформ во всех сферах жизнедеятельности и не упустить в сумасшедшем ритме современной жизни то главное, что определяет столь высокую значимость системы образования – каждое последующее поколение учащихся должно быть более образованным, чем поколение предыдущее.  Кроме того, известно, что результаты инноваций в образовательной политике обычно сказываются только через 10-15 лет после их осуществления. Таким образом, непродуманные решения в образовательной политике, т.е. такие, которые не учитывают основных экономических, политических и научных трендов, не опираются на эмпирический материал, не соизмеряются с социальным запросом, могут подорвать не только саму систему образования, но и весь потенциал страны на целые десятилетия. Понятно, что такие решения должны иметь только строго научную подоплеку. Социология образования с прикладной точки зрения на макроуровне необходима именно для решения означенных целей.

Среди основных проблем, которые интересуют современную социологию образования в России, можно выделить следующие.

1)   Качество подготовки учащихся в школе и вузе. В отличие от педагогики и психологии социологи изучают проблемы не дидактического характера, а скорее социальные аспекты качества образования. Здесь социологи фиксируют ярко выраженные тенденции, с которыми необходимо бороться в первую очередь: высокая текучесть кадров в школах  и вузах, а также их феминизация, отток научно-педагогических кадров в другие структуры, в т.ч. коммерческие, старение преподавательских кадров. Весомая часть этих тенденций является следствием существенного отставания в росте темпов расходов на образование в % от ВВП по сравнению с ведущими странами мира. В результате чего возникают печальные и для работников сферы образования и для учащихся диспропорции, выражающиеся в первую очередь в плохой технической оснащенности учебных заведений и более низких зарплатах в сфере образования, чем в среднем по экономике. В результате, с конца 1980-х годов социологи отмечают падение заинтересованности преподавателей вузов в работе (в оценках студентов). В особенности это касается тех преподавателей, которые ставят преподавание в качестве приоритетного направления своей деятельности и в меньшей степени вовлечены в научно-исследовательские работы. Данная проблема решаема, и для этого необходима по преимуществу только воля политической элиты страны. В то же время, отрадным фактом является то, что по оценкам студентов профессионализм преподавателей в целом не снизился, но это не означает и то, что не надо дополнительно стимулировать преподавателей к повышению своего профессионализма.

Есть здесь и такая проблема, которая носит более комплексный характер: по данным Левада-Центр более трети россиян время от времени или очень часто задумываются о том, чтобы покинуть страну на некоторое время или навсегда. Среди городской молодежи, особенно получающей высшее образование, эти показатели, разумеется, существенно выше. В наиболее престижных учебных заведениях не менее половины учащихся надеются покинуть Россию по программам академической мобильности или используя собственные ресурсы. Конечно, далеко не все из них имеют намерения остаться на постоянном месте жительства в других странах, однако тенденция все более настораживает по мере того, как доля желающих уехать увеличивается. Уже с начала рыночных реформ начали возникать существенные затруднения с пополнением одаренной молодежью отечественных академических институтов и аспирантур вузов. Даже при общем росте числа защит диссертаций есть существенная угроза сложившейся системе воспроизводства научных и педагогических кадров. Однако проблема эта большей частью выходит за пределы компетенции социологии образования и связана скорей с необходимостью повышать показатели качества жизни и комфортность проживания населения на территории нашей станы.

2)   Проблема сохранения здоровья учащихся и студентов. Общеизвестным фактом является то, что до пятой части детей имеют различные хронические заболевания, к окончанию школы уже около половины. Обучение в вузе также не делает обучающегося здоровее. Увеличение сроков обучения и его интенсификация будут и далее повышать нагрузки на организм учащихся и студентов. Уже сейчас студенты болеют в среднем чаще, чем работники наиболее вредных производств (особенно на старших курсах). Поэтому проблема сохранения здоровья в социологии образования становится все более актуальной.

3)   Взаимосвязь профессионального образования и рынка труда. Сфера высшего и профессионального образования находится в фокусе социологии образования, несмотря на то, что внимание общественности гораздо в большей степени приковано к проблемам дошкольного и школьного образования. Интерес здесь представляют изучение мотивов получения и продолжения образования, перспектив потенциала профессионального образования, влияния социаль­ной стратификации на образовательные ориентации граждан, связей между доступностью и престижностью учебных заведений и географической, а также социальной мобильностью, конкурентоспособности образовательных учреждений и под­готовленных ими выпускников на региональном рынке труда и др.
Tags: социология образования рынок труда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Alfa Romeo / Bombibom #13

    Ни одним Астон Мартином жива Zagato. На фантике мы видим Alfa Romeo S.Z. (162C) 1989–91 гг. выпуска из мастерских Zagato, дизайн…

  • Amphi-Ranger / Bombibom #12

    В далёкие и близкие девяностые этот вкладыш поведал о машине-амфибии, о которой, наверняка, больше никто ничего и не слышал. Я…

  • W GTI / Bombibom #11

    Ну это уже халтура! Что увидели на решетке радиатора, то и написали. Разгадать автомобиль не сложно. Это второе поколение…

  • Alfa Romeo / Bombibom #10

    Распознать эту красотку совсем не трудно. Это Alfa Romeo 164 S в североамериканской комплектации. Сегодня даже трудно себе…

  • Geo Metro / Bombibom #9

    Девятый вкладыш первой серии Bombibom был посвящен совсем уж некультовой машине для американских студентов. Это в Индии его…

  • Zagato / Bombibom #8

    Эту модель уже разбирали на предыдущем вкладыше, но там она маркировалась как Aston Martin и с другими ТТХ. Удивительно, но…

  • Aston Martin / Bombibom #7

    Дизайн сам по себе своеобразный, а этот ракурс так вообще не очень! В те времена про Астон Мартин особенно никто и не слыхивал.…

  • Pantera GT5-S / Bombibom #6

    Фото из свободных источников Такой автомобиль действительно существует, только не "Пантера", а De Tomaso Pantera GT5-S. Пятая…

  • BMW M3 / Bombibom #5

    BMW M3 в кузове Е30 сильно полюбилась туркам-редакторам, так что мы разбираем уже вторую такую машину из первой серии Bombibom,…

promo 4toblog january 10, 13:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
В бутылке всё должно быть прекрасно! Имел удовольствие познакомиться с китайским брендом CASNO, представленным линейкой емкостей для велосипедистов и прочих спортсменов. Бренд существует с 2002 года. Производится всё это великолепие недалеко от Пекина на мощностях Hebei Yecheng.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments