4toblog (4toblog) wrote,
4toblog
4toblog

Мозговая атака в мозгу


Как возможно творчество? Или, говоря точнее, как из цепочки безуслов­ных и условных рефлексов может родиться представление об упорядочен­ности и закономерности, не вытекающее непосредственно из повторения событий? Этот далеко не праздный вопрос заставляет порой ученых прин­ципиально не соглашаться с теорией И. Павлова, доказывать, что организ­му присуща «презумпция упорядоченности мира», существования закономерностей. Эти закономерности мозг ищет активно и целенаправ­ленно, перебирая самые странные, «с точки зрения рефлекторной дуги», предположения, отбрасывая ложные и снова устремляясь на поиски.
Но, может быть, физиология высшей нервной деятельности все же да­ет возможность объяснить существование спонтанных догадок и «презумп­цию упорядоченности мира»? Современные исследования показывают, что между ними, действительно, нет непреодолимой пропасти. Еще в 1904 г. И. Павлов описывал первую стадию выработки условного рефлек­са — генерализацию, когда наиболее раздраженный воздействием безус­ловного рефлекса участок центральной нервной системы как бы притягивает к себе, замыкает на себя все раздражения, фиксируемые в этот момент мозгом. Позже А. Ухтомский в деталях исследовал явление доминанты — особой рефлекторной системы, которая, ненадолго возни­кая в мозгу, направляет и «координирует» работу практически всех его участков, как бы «суммируя» самые разнообразные раздражитепи. К до­минанте, по выражению Ухтомского, «пристает все нужное и ненужное, из чего потом делается подбор того, чем обогащается опыт», отсекание не­нужного. Тот самый «принцип Родена» — чтобы создать скульптуру, нуж­но просто взять кусок мрамора и убрать из него все лишнее. Все депо «только» в том, чтобы кусок мрамора был достаточно «большим» и бога­тым возможностями, т. е. чтобы запасов фактов, связей, альтернативных вариантов в мозгу было побольше, и чтобы убирать из этого запаса все действительно лишнее и только лишнее.
Но почему же, все-таки, у одних людей этот поиск куда шире, а отбор эффективнее, чем у других? В том числе и у людей с примерно одинако­вой «исходной базой», т. е. профессиональной подготовкой? Во-первых, огромную роль играет мотивация — сила внутренней потребности в реше­нии задачи: чем сильнее потребность в чем-то, тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию мозга. Иными словами, чем выше эмоциональное напряжение, тем шире диапазон извлекаемой из памяти информации и тем ниже порог отбора — тем меньше связей и ассоциаций отвергается с порога как не имеющие отношения к делу. Зна­менитая «интуиция» всегда работает только в одном направлении: на удовлетворение той потребности, что устойчиво доминирует в иерархии мотивов.
Обидно, что потребность должна быть действительно внутренней, при­казать себе нельзя. Дело в том, что в творчестве наиболее эффективны те связанные с доминантой стимулы, что не вполне осознаются или даже совсем не осознаются. Но почему? Чем плохо сознание? Да тем же, чем плоха критика слишком эрудированных коллег: неосознаваемость первона­чальных этапов творчества — лучшая защита рождающихся гипотез и за­мыслов от консерватизма сознания, от чрезмерного давления очевидности непосредственных наблюдений, от догматизма прочно усво­енных норм.
О диалогичности творческого мышления говорилось много. Но послед­ние наблюдения и эксперименты позволяют уподобить это мышление не просто диалогу, а весьма специфическому его виду: известному методу «мозговой атаки», когда выдвижение гипотез и их критическая оценка раз­несены во времени. На первом этапе участники как бы стимулируют друг друга выдвигать самые разные гипотезы, чем бредовее, тем лучше. А уже на втором наступает этап «убирания лишнего». Метод неоднократно доказывал свою эффективность, считался важным достижением приклад­ной психологии и широко вошел в управленческую практику. Теперь выяс­няется, что, как это бывало со многими изобретениями, природа додумалась до него куда раньше нас. И пользуется куда эффективнее — при всем успехе мозговых атак ни к каким гениальным открытиям они по­ка еще не приводили.
Возможность этой атаки и само­го «внутримозгового диалога» обес­печивает все та же асимметрия правого и левого полушарий моз­га. Особенно асимметрия лобных отделов новой коры, ответствен­ных, в числе прочего, за прогнози­рование ситуаций. Лобный отдел левого, «словесного» полушария отвечает в мозгу за выделение вы­соковероятных событий и формули­рование закономерностей, а правого, «образного» — за оценку неопре­деленности среды и прогноз маловероятных событий. Это подтверж­дается наблюдениями за электри­ческой активностью различных уча­стков мозга в процессе решения задач различной степени нетриви­альности.
Удалось сделать первые выво­ды и о функциях различных участ­ков мозга в целостном процессе творческого решения проблем. Представляется, что в выделении той доминирующей мотивации, что «подвигает» мозг на поиск и рекомбинирование недостающей ин­формации, важную роль играют ядра миндалевидного комплекса. Гиппокамп — извилина полушария головного мозга в основании височ­ной доли, обеспечивает поступление «строительного материала» для гипотез -— расширение набора следов, извлекаемых из памяти. Нейроны гиппокампа — детекторы новизны — способны откликаться не только на новый стимул, но и на новую комбинацию следов, хра­нящихся в памяти — потому разные люди и делают порой столь непохожие выводы из одних и тех же данных. Совместная деятель­ность миндалины, гиппокампа и фронтальной коры и реализует зна­менитый феномен «инсайта», «творческого озарения». А поскольку генерируется гипотеза в лобных отделах правого, «бессло­весного» полушария, — этот акт предстает как «неосознанный», «внезапный», «вышедший из глубин подсознания». На самом же деле подлинным «цехом творчест­ва» является не «подсознание», как определял его Фрейд, а, ско­рее, «сверхсознание» — неосознанное рекомбинирование ранее накопленного опыта под действием доминирующей потребности в решении задачи. Но только эта потребность должна действительно доминировать: собственный мозг не начальник, его не обманешь.

По материалам Симонов П. Мозг-творец // Наука в России. 1995. №5. С. 26-31.
Tags: мозг атака гиппокамп творчество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Alfa Romeo / Bombibom #13

    Ни одним Астон Мартином жива Zagato. На фантике мы видим Alfa Romeo S.Z. (162C) 1989–91 гг. выпуска из мастерских Zagato, дизайн…

  • Amphi-Ranger / Bombibom #12

    В далёкие и близкие девяностые этот вкладыш поведал о машине-амфибии, о которой, наверняка, больше никто ничего и не слышал. Я…

  • W GTI / Bombibom #11

    Ну это уже халтура! Что увидели на решетке радиатора, то и написали. Разгадать автомобиль не сложно. Это второе поколение…

  • Alfa Romeo / Bombibom #10

    Распознать эту красотку совсем не трудно. Это Alfa Romeo 164 S в североамериканской комплектации. Сегодня даже трудно себе…

  • Geo Metro / Bombibom #9

    Девятый вкладыш первой серии Bombibom был посвящен совсем уж некультовой машине для американских студентов. Это в Индии его…

  • Zagato / Bombibom #8

    Эту модель уже разбирали на предыдущем вкладыше, но там она маркировалась как Aston Martin и с другими ТТХ. Удивительно, но…

  • Aston Martin / Bombibom #7

    Дизайн сам по себе своеобразный, а этот ракурс так вообще не очень! В те времена про Астон Мартин особенно никто и не слыхивал.…

  • Pantera GT5-S / Bombibom #6

    Фото из свободных источников Такой автомобиль действительно существует, только не "Пантера", а De Tomaso Pantera GT5-S. Пятая…

  • BMW M3 / Bombibom #5

    BMW M3 в кузове Е30 сильно полюбилась туркам-редакторам, так что мы разбираем уже вторую такую машину из первой серии Bombibom,…

promo 4toblog january 10, 13:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
В бутылке всё должно быть прекрасно! Имел удовольствие познакомиться с китайским брендом CASNO, представленным линейкой емкостей для велосипедистов и прочих спортсменов. Бренд существует с 2002 года. Производится всё это великолепие недалеко от Пекина на мощностях Hebei Yecheng.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments