4toblog (4toblog) wrote,
4toblog
4toblog

Categories:

Метаморфозы парламентаризма в России. Часть 1. Политические партии.

1494909883_oct_6388-22.jpg
Практически сразу после избрания В.В. Путина Президентом Российской Федерации началась работа по реформе избирательного законодательства в соответствии с новым курсом на укрепление властной вертикали. Главной целью этой реформы стало стремление упорядочить систему политических партий и унифицировать правила политического процесса в российских регионах. С 2001 г. были произведены существенные изменения практически во всех законодательных актах, регулирующих политическую жизнь страны, начиная с реформы Совета Федерации и заканчивая новым порядком формирования исполнительной власти в регионах.
Данная работа ориентирована на изучение партийно-политической системы Магаданской области в контексте проходящей реформы и призвана отразить тенденции в развитии региональной политической системы. Данный проект находится на стыке сразу нескольких дисциплин, таких как социология, политология и юриспруденция. Подобные исследования в регионе еще не проводились.
Объектом исследования являются политические партии, имеющие представительства в Магаданской области, представители политических партий, эксперты, компетентные в вопросах политики, а также представители власти.
Предмет исследования – мнение экспертов по поводу возможных перспектив развития партийно-политической системы Магаданской области в условиях реформы избирательного законодательства.
 Наша работа имеет своей целью отразить те изменения, которые привнесла реформа избирательного законодательства в политическую жизнь региона и построить модель, по которой партийно-политическая система будет развиваться в ближайшем будущем, в соответствии с этим, поставлены следующие задачи:
·         определить роль политических партий в политической системе региона;
·         проанализировать значимость происходящих перемен в партийно-политической системе;
·         выявить перспективы развития партийно-политической системы и её предпочтительные формы.
Исходя из поставленных задач, были выдвинуты следующие гипотезы:
·         изменение избирательного законодательства усилит роль партий в политической жизни общества;
·         политические партии не готовы принять на себя ту роль, которую им отводит поменявшееся законодательство о выборах;
·         изменения в выборном законодательстве повлекут за собой тенденции к монополизации власти и маргинализации политических сил, не обладающих значительными ресурсами.

******************************************************************************************************************************************************************************************************************************



Политический плюрализм и составляющая его ядро многопартийность относятся к числу базовых принципов демократии, без реализации которых эта форма человеческого общежития практически не осуществима. В политическом смысле плюрализм – это ничто иное, как одновременное существование нескольких или множества организованных политических сил, социальных и политических точек зрения и концепций, которые имеют одинаковое и гарантированное право на существование и конкурируют друг с другом с целью завоевания политической социального и политического влияния, а, в конечном счете, и власти.[Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-практическое пособие. М., 2000. с. 68.].
«Плюралистическая демократия, - по утверждению М. Дюверже, - требует минимального консенсуса между всеми партиями, несмотря на их расхождения. В особенности необходимо, чтобы они были согласны сосуществовать длительное время. Если этого не происходит, то каждая из них будет стремиться злоупотребить властью, когда ее достигнет, и уничтожить другие партии, уничтожая, таким образом, плюрализм».[Политология: хрестоматия. М.А. Василик. М., 2000. с. 402.].
Построенное на общественном согласии мирное сосуществование разнородных политических сил в рамках плюрализма в качестве основных принципов включает:
- взаимную терпимость, основанную на признании правомерности чужих интересов и чужих взглядов как условия существования собственных, т.е. естественного права людей и организаций на инакомыслие и инакодействие в рамках закона;
- установка на поиск компромисса, построенного на добровольном самоограничении и сдержанности сторон, их взаимных шагов навстречу друг другу;
- отрицание каких бы то ни было социально закрепленных организационных, правовых и иных привилегий за отдельными общественными институтами и структурами (наподобие конституционно закрепленного в СССР положения о руководящей роли КПСС) и утверждение автономии и равенства всех перед законом;
- рационально осознанное понимание того, что помимо различных частных и корпоративных интересов есть «нечто», возвышающееся над ними. Это «нечто» порождается общей средой обитания и охватывается понятием общенациональный, общегосударственный, общенародный интерес, который в современных обществах включает обеспечение таких общих ценностей, как национальная безопасность и независимость, экономическое благосостояние и развитие, свобода и конституционный порядок.
В наиболее концентрированном виде политический плюрализм предстает в облике многопартийности. Как отмечал французский политический мыслитель Ж. Бартелеми, именно партии составляют главную движущую силу демократического парламентского режима и если нет многопартийности, то нет и демократического режима  [Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-практическое пособие. М., 2000. с. 69.].
Первые известные истории политические партии возникли в Древней Греции. Это были сравнительно немногочисленные, узкие по составу и не всегда организационно оформленные группировки, выражавшие интересы различных фракций рабовладельцев. Но ни в античности, ни в средние века с их деспотическими, абсолютистским формами политического устройства политические партии не могли играть столь большой роли в общественной жизни, какую они стали играть с возникновением капитализма. Активный процесс формирования партий (партогенез) начался в XVII – XVIII веках, то есть в период возникновения первых буржуазных государств Западной Европы и, несколько, позже в США. Возникновение политических партий было вызвано появлением новой политической и экономической силы – буржуазии, и сопровождалось серьезной борьбой с правящей аристократией. В ряде стран эта борьба вылилась в буржуазные революции. В институциализированном виде они представляли собой результат ограничения абсолютной монархии, включения в активную политическую жизнь «третьего» сословия и получения всеобщего избирательного права. Теперь для приобретения власти необходимо было найти поддержку в массах. Вместе с изменением политической системы изменился и способ рекрутирования политических элит.
В результате усиления классовой дифференциации общества и углубления социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких масс людей партии начинают приобретать роль реального фактора политико-властных отношений. Постепенно политические партии стали неотъемлемой частью буржуазного государства, стали тем институтом, без которого невозможно выборное формирование власти, легальная борьба между различными слоями населения и группами давления.
Хотя единого взгляда на природу политических партий не существует, наиболее полно политическую партию можно охарактеризовать как специализированную, организационно упорядоченную группу, объединяющую наиболее активных приверженцев тех или иных идей, идеологий, либо лидеров и служащую для борьбы за завоевание и использование политической власти. Благодаря политическим партиям люди имеют возможность вливаться в ассоциации с другими людьми, имеющими общие социально – политические и экономические ценности, выдвигать свои групповые требования к государству.
М. Вебер определял партию как механизм продвижения к власти лидера, А. де Токвиль – частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека. М.Я. Острогорский, противореча Токвилю, считал партию феноменом, стремящимся подчинить себе все проявления политической активности человека.[Пугачев А.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000. с.224]
В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.
С этой точки зрения, партии – это институциализированные инструменты для формирования и представительства политических устремлений и целей разнородных социально-классовых сил. Своего рода посредники между общественностью и органами государственной власти.
В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают своё отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения. Согласно марксисткой традиции, в современном мире можно выделить следующие типы политических партий:
1. Партии, идеология, программа и политика которых направлены на утверждение и совершенствование капитализма, различных форм социальных отношений в рамках буржуазного общества. Их различают по конкретным подходам, способам достижения программных целей, определяя как правоконсервативные, центристские и либерально-реформистские. Ныне ряд буржуазных партий эволюционировали в массовые организации, опирающиеся на различные социальные слои населения, например, Христианско-демократический союз в Германии, Христианско-демократическая партия Италии.
2. Партии социалистического выбора, отстаивающие и выражающие интересы трудящихся, главным образом, интересы рабочего класса. Это – коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские партии. Общие цели их программ и политики – достижение свободы и равноправия личности, создание социальных гарантий для реализации ее прав и интересов, утверждение в обществе социальной справедливости, реальной демократии, солидарности людей труда; защита наемных работников от социального угнетения и эксплуатации, преодоление отчуждения работника от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства, установление демократического контроля над развитием национального хозяйства с помощью главным образом экономических мер. Среди партий этой группы можно выделить центристские и левоцентристские партии, провозгласившие своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, смешанную экономику.
3. Партии, призванные защищать интересы преимущественно мелких собственников города и деревни, средних слоев. По международной классификации их именуют демократическими. Большинство из них исходит из того, что в наибольшей степени интересам средних слоев, мелких собственников отвечает система частного предпринимательства, защищенная государством от грабительских поползновений монополистического капитала, а также защита интересов трудящихся. В силу этого многие партии выступают в союзе не только с либерально-буржуазными организациями, но и с партиями социалистического выбора.
4. Партии, идеология, платформа и практические действия которых имеют национально-демократическую окраску. Они возникают под влиянием роста национального самосознания народов, недовольства ущемлением их прав. Именно на такой почве возникли, например, Уэльская и Шотландская партии в Великобритании. Сторонники социально-классового подхода считают, что рост националистических настроений возникает из-за нерешенных социально-экономических проблем на территориях проживания этнических групп, пытающихся самоутвердиться в своих политических правах. Нередко стремление найти внешнего или этнического врага с целью взвалить на него вину за социально-экономические проблемы обусловливает эволюцию национал-демократических партий в праворадикальные партии экстремистского толка. К подобным объединениям можно отнести партию «Национальный фронт» во Франции, всевозможные неофашистские и расистские политические формирования в других странах.
5. Особую группу составляют партии, ориентирующиеся на верующих. Программные платформы этих партий опираются на догматы основных религий. Это православные, католические, протестантские, мусульманские и другие партии. Они активно борются за усиление позиций своей религии в странах, регионах, на мировой арене, защищая права и интересы верующих. В программах этих партий довольно сильно звучат общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего нравственного характера – справедливость, милосердие, духовное самоочищение, добродетель. Клерикальные партии являются активным элементом политических систем многих стран.[Политология. Методическое пособие для студентов гуманитарного факультета //www.dvo.sut.ru]
Однако в современной западной политологии более актуальна иная классификация политических партий – не по идеологическому и социально-классовому признаку, а по функциональным и организационным критериям. Этот критерий позволяет более точно дифференцировать партии в качестве политических институтов. Опираясь на первый, американский социолог Стивен Коэн выделяет следующие типы политических партий:
1. Партии авангардного типа, появившиеся в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни партии, строгая партийная дисциплина и т. д. Главный объект их политики – трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещению и организации во имя торжества справедливости. С. Коэн считает, что если авангардная партия приходит к власти, она быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой, действительно, история знает немало подобных примеров. Так, в силу причин объективного и субъективного характера в государствах социалистического выбора авангардные партии превратились в ведущее звено командно-бюрократических режимов. Были деформированы идеологические основы партий, искажены принципы их деятельности. В конце концов, они потеряли авторитет среди трудящихся, лишились активной народной поддержки, что привело многие из этих партий к кризису, распаду или преобразованию их в партии парламентского типа.
2. Партии, предназначенные главным образом для избирательных кампаний (сбора средств для их проведения, выдвижения кандидатов, организации агитации в их поддержку и т. д.). Как правило, такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов. Они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета. Таковы, например, две ведущие партии США – Республиканская и Демократическая. Их нельзя назвать организациями в строгом смысле этого слова, отмечают американские политологи Т. Р. Дайс и Л. Х. Цейглер. Чтобы к ним принадлежать, достаточно на выборах поддерживать их кандидатов. Как политические организации они активизируют свою деятельность в связи с проведением выборов в центральные и местные органы власти. Но поскольку такие выборы практически бывают каждый год, эти партии ведут работу почти постоянно на уровне своих немногочисленных органов управления.
3. Парламентские партии. Их основные функции схожи с задачами вышеназванных партий. Однако они более многообразны и охватывают весь спектр парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний, программ, реализации которых они будут добиваться в органах власти; изучение общественного мнения об обстановке в различных регионах и в стране в целом, оценку формальных и неформальных лидеров; подбор и выдвижение кандидатов, их подготовку к участию в избирательной кампании, а затем и к деятельности в системе государственных органов; идеологическую и организационную работу по обеспечению победы кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с выборами; организацию противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам; контроль за деятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. д. Парламентские партии имеют компактную организационную структуру и постоянно функционирующие органы управления. Принципы их внутренней жизни допускают существование различных течений и даже фракций. Этот вид партий характерен для многих стран мира. К парламентским можно отнести и большинство партий, возникших в последние десять лет в нашей стране. Их лидеры считают, что основную роль в парламентских партиях играют элита и фракция в парламенте. Члены же партий и даже активисты лишь обслуживают парламентские фракции. При этом сторонники такой точки зрения в нашей стране ссылаются на опыт зарубежных государств. Но их опыт говорит и о другом. Несомненно, в парламентских партиях компетентное и авторитетное руководство и фракция в органах власти несут на своих плечах значительную часть партийных функций. Вместе с тем у рядовых членов есть каналы для воздействия на политику элиты и парламентские фракции, если эта политика не отвечает их интересам. Это, например, неуплата членских взносов, выход из партии, саботирование мероприятий в поддержку ее кандидатов, участия в обсуждении на местах проектов программ, резолюций, подготовленных партийным руководством, а также разработка своих проектов документов для общенациональных конференций, съездов.
4. Партия-община или партия-клуб. Она представляет собой массовую организацию, объединяющую граждан не только по принадлежности к какой-либо политической платформе, сколько по общности взглядов, интересов, культурных запросов. В такую партию люди вступают, чтобы удовлетворить потребности в общении, обсуждении насущных, жизненно важных проблем с близкими по духу. К этой группе можно отнести организацию «зеленых», объединения защитников исторических памятников, всевозможные ассоциации, клубы по интересам. В последние годы происходит их политизация. Многие из партий-общин, или партий-клубов, становятся активными субъектами избирательных кампаний, участниками массовых политических акций. Например, в Германии «зеленые» объединили свои организации, официально провозгласили создание политических партий защитников природной и социальной экологии, которые активно включились в парламентскую борьбу.
5. «Карманные» партии – небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами «под свою» программу для реализации своих эгоистических устремлений. Подобные партии функционируют на уровне немногочисленного руководства и прежде всего самого лидера, не имея очерченной социальной базы. В них лидеры, писал политолог Р. Михельс, пользуются столь неограниченным влиянием, что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера.
Существуют и примеры других типологий. В зависимости от оснований и условий партийного членства М. Дюверже выделил кадровые, массовые и строго централизованные партии, с четкими и формально определенными принципами членства и со свободным членством, с членством индивидуальным и коллективным и т.д.[Пушкарева Т.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. №9-10. с. 113.]
По отношению к месту в политической системе – легальные, полулегальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, парламентские и внепарламентские и пр.
По целевым и идейным установкам, способам и формам действия – радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические; христианские и др. По идейным основаниям возможна и другая классификация: политические партии делят на доктринальные, прагматические и харизматические
По числу депутатских мест в парламенте – мажоритарные партии, партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные и т.д.
Политические партии также можно типологизировать по культурологическим, этническим, социальным, демографическим признакам.
С точки зрения организационной структуры партии принято делить на лейбористские, парламентские и авангардные
Если говорить о современных тенденциях развития политических партий, необходимо отметить появление нового типа партий – «партия – хватай всех» («общенародная», «интерклассовая», «партия избирателей»). Партии этого типа стремятся при помощи неидеологизированной программы мобилизовать наибольшее число избирателей различной социальной и профессиональной принадлежности.
Обычно выделяют четыре основных структурообразующих элемента партии:
1. Всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.
2.  Это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
3.  Цель всякой партии – завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
4.  Каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа – от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
По типу структурных связей партия может быть представлена тремя концентрическими окружностями. Ядро составляют функционеры и активисты партии, далее идут рядовые члены партии и «твердый» электорат партии.
Из приоритетной цели партии – борьбы за власть и использования этой власти в качестве средства реализации своей программы – вытекают такие ее функции как:
- функция социального представительства. Политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере;
- в теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой ничто иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие последуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения;
- функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур;
- функция социальной интеграции – в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения;
- прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого использования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять ее на выборах;
- функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, что бы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.
Tags: политические партии трансформация выборы
Subscribe
promo 4toblog январь 10, 13:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
В бутылке всё должно быть прекрасно! Имел удовольствие познакомиться с китайским брендом CASNO, представленным линейкой емкостей для велосипедистов и прочих спортсменов. Бренд существует с 2002 года. Производится всё это великолепие недалеко от Пекина на мощностях Hebei Yecheng.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments